ВСЁ ВПЕРЕДИ: М. М. Бахтин и его наследие

В ноябре исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Бахтина. Дата значимая. К юбилею учёного сделаны важные шаги по увековечению памяти о нём в Ильинской общеобразовательной школе. Работа по изучению его творчества ведётся школой уже 5 лет. За это время сделаны заметные шаги в память о великом мыслителе: со вкусом создана школьная музейная экспозиция. 12 марта 2014 года в фойе школы была установлена мемориальная доска. А в этом году педагоги школы, во главе с директором Н.И.Моисеевой, и учащиеся посетили город Саранск и были участниками форума «Бахтин в современном мире», посвященного его творчеству. Основная идея форума заключалась в том, что творчество Бахтина вне времени. По словам участников, поездка в Саранск духовно обогатила их и приблизила к этому человеку. Произвело впечатление всё: дом, в котором жил философ, ухоженные улочки города, его красота и благоустройство. Каждый испытывал чувство гордости с первых минут пребывания там. Школьная делегация была окружена заботой и вниманием. Одним из наиболее важных моментов поездки стало открытие памятника М.М.Бахтину.

Подведением итогов всего увиденного и услышанного в Саранске стал круглый стол в актовом зале школы. Открыла его директор Н.И. Моисеева докладом на тему «Что есть Бахтин?», в котором сделала анализ творчества ученого, подчеркнув, что с течением времени идеи, высказанные им, приобретают современное звучание.

Главное в его трудах – это понятие диалога. Для него быть – значит общаться. Человек должен уметь жить в условиях множества культур, а истина рождается между людьми в диалоге. Диалог – это предупреждающий фактор войн и конфликтов. Он помогает выходить из конфликтных ситуаций, принять взвешенное решение. Диалог важен и в условиях образовательного процесса, сохранения духовно-нравственных ценностей, в воспитании ребёнка.

По мнению Н.И.Моисеевой, в школе очень важен диалог между учениками и педагогами, педагогами и родителями, детьми и родителями. Стоит отметить, что в её выступлении каждое слово играло важную роль и несло глубокий смысл.

Тронули содержательные выступления учащихся о Бахтине, начиная с деталей его биографии и заканчивая своими впечатлениями о поездке в Саранск, личным отношением к творчеству ученого. Было заметно, что каждый выступающий ориентировался в теме и был искренно заинтересован в раскрытии личности великого мыслителя. На лицах детей нельзя было не заметить светлого чувства одухотворенности. Встреча с Бахтиным, несомненно, расширила их кругозор.

Заместитель начальника отдела образования администрации Кимрского района Звездина Л.Н. в своём выступлении отметила, что ребята Ильинской школы с удовольствием доносят информацию о Бахтине широкому кругу людей. Благодаря изучению творчества Бахтина, учащиеся учатся работать с книгой, правильно понимать мысли ученого.

Примечательно, что в круглом столе приняли участие и представители школы №14 города Кимры, в которой Бахтин преподавал немалый срок. Среди них были руководитель музея боевой славы школы, учитель истории Рыбкина Л.В. и активисты школы. Лидия Владимировна отметила, что они находятся в самом начале пути изучения наследия Бахтина. Но, когда есть неравнодушные люди, искренно заинтересованные в увековечении памяти учёного, то не за горами тот день, когда в школе № 14 будет оформлена экспозиция, посвящённая Бахтину и открыта мемориальная доска.

Конечно, от замысла до воплощения — не один миг, но когда за дело берутся увлечённые люди, идеи обязательно воплотятся в реальность.

Представитель Центральной районной библиотеки Черных О.В. передала в музей редкие публикации о Бахтине, напечатанные на страницах «Литературной газеты» к юбилею мыслителя и отметила последовательность шагов в изучении биографии талантливого человека, открытии его как личности и учёного, изучении его трудов — всем этим живёт Ильинская школа.

Слов уважения и благодарности заслуживает Е.Н. Боровикова, в прошлом сотрудник краеведческого отдела Центральной районной библиотеки. Её заслуга неоценима. Именно Елена Николаевна в своё время открыла имя Бахтина, собрала богатый библиографический материал, изучала его труды, издавала буклеты. Её деятельность стала отправной точкой в открытии имени Бахтина и работы с этой темой в Ильинской школе.

Вне всякого сомнения, всё по-настоящему значительное начинается с малого, когда за дело берётся команда единомышленников, как это произошло в Ильинской школе. Здесь прослеживается преемственность памяти к имени этого человека. И педагоги, и учащиеся живут темой Бахтина — горят изнутри, и зажигают новыми идеями других.

Не перестаёшь удивляться тому, сколько же интересного, многогранного может вместить жизнь одного человека.

Михаил Михайлович Бахтин принимал славу и безвестность, трудности и почести спокойно. Но жизнь всё расставила на свои места. Его мысли и труды будет изучать не одно поколение. «Всё ещё впереди…».

Ольга Владимирова
Мария Лебедева